Пухляк, целина, «вата», много снега – слова, ласкающие ухо любого райдера. Это то, чего ждет сноубордист как ничего другого в этой жизни, чтобы потом катать все выходные, праздники, отгулы и те дни, когда можно отложить все неотложные дела
С каждым упавшим желтым листком он все чаще и чаще, приходя домой, устремляет голодный взгляд на родной, объезженный снаряд. И одна мысль в голове не дает покоя, а иногда и сна: «Хочу много снега!». И вот он едет сотни и идет десятки километров для того, чтобы с тяжелым, выгоревшим на ярком солнце, рюкзаком (о который спотыкаются в квартире все домашние и постоянно просят его куда-нибудь засунуть) дойти до заветного склона и оставить первый след на нетронутой целине...
С каждым новым сезоном всё больше и больше райдеров предпочитают целину горнолыжным курортам с их очередями на подъемник, с выкатанными до ледяных полей трассами, строгим графиком работы и начинают катать фрирайд и ходить бекккантри. Как вы знаете из истории сноубординга, у первых любителей экстрима не было возможности кататься по подготовленным трассам. Поэтому сноубординг изначально был внетрассовым. В наше время происходит возвращение к настоящим и правильным истокам горнолыжного спорта. Сейчас фрирайд считается катанием для продвинутых райдеров.
А что же такое фрирайд? К этому термину мы уже давно привыкли, но точно ответить на этот вопрос не в состоянии, кажется, даже сами райдеры.
Свободный спуск по горному склону за пределами подготовленных трасс – вот что обычно понимается под этим словом. Эта формулировка, отчасти, покатит. Но это только жалкая попытка передать одним предложением необъятное, включающее в себя отношение к жизни, к лыжам, к себе и к горам... Это целая философия! Философия даже в том, как, выйдя к началу тропы на склоны, оглядываешься по сторонам, спрашиваешь друзей: «Ну что, какой склон раскатаем сегодня?», - и все почему-то одновременно решают пойти именно туда, где сегодня хочешь покатать и ты…
Может быть можно сказать, что фрирайд - это катание по целине. А целина - одна из главных наград для фрирайдера, это то, ради чего и уходят от обозначенных трасс и подъемников, чтобы парить, находясь ни на земле и не в воздухе… долго – в течение всего спуска… Чтобы чувствовать бьющий в лицо снег, взорванный твоим же сноубордом или лыжами... Чтобы после прыжка «вот на тоооооооом вон» бугре или «вооооооон с того вон» камня чувствовать не удар о склон, а лишь нежный толчок к движению дальше. Ну а если упал (да просто захотелось вот упасть!) - то в пуховую перину – не страшно! Ну а если для тебя это новый, неизведанный регион, где от каждого спуска появляется еще больший восторг, где после выката обязательно оглядываешься, чтобы посмотреть на новый кулуар, на пухляке которого есть и твой след – это еще круче!
5-7 лет назад наши братья по снегу проявили активный интерес к Узбекистану, с его необычным рельефом и мягким климатом. Последние пару лет начал активно раскручиваться Кашмир – север Индии, с шестиметровым слоем снега, национальным колоритом, обезьянами в форточках. Жалко, что сейчас там ухудшается политическая ситуация…
В этом году мы заметили необычный интерес к новому району для фрирайда – Байкалу. Оказывается, местные экстремалы катают фрирайд там аж с начала 90-х. Мне захотелось подробней узнать, что же там такого особенного.
Основные два места катания на Байкале – это Даван и Мамай. Потому что здесь – мир настоящих гор, путешествий и ощущений. Это горы для тех, кому стало тесно на укрощенных трассах.
Ущелье реки Большой Мамай находится в 195 км от Иркутска в сторону Улан-Удэ. Мамай - Мекка байкальского фрирайда. Сезон катания: с ноября по май. За сезон может выпасть от 4 до 6 метров снега! В выходные и праздники здесь всегда кипит жизнь. 50 любителей фрирайда, карабкающихся к вершине – обычное дело. Перепад высот здесь от 500 до 900 метров, спуски от 2 до 5 километров. Лес на склонах редкий или отсутствует вообще, часты снегопады - поэтому всегда найдется снежное поле, которое можно раскатать первым! Кстати, его цирки пришлись по вкусу прорайдерам из французской команды Salomon.
Даван - горный перевал на Северном Байкале в окрестностях города Северобайкальск.
Он является уникальным по климатическим условиям горным массивом. Огораживая стеной Байкал с северо-запада и находясь на границе воды и суши, он как гребёнка собирает на себе громадное количество осадков. Снегопады идут до конца весны и снежный покров обычно достигает 3-х - 4-х метров. Во многих местах снег остаётся круглый год. Сезон катания: с начала марта по середину апреля. Зимой там просто очень холодно, север как никак. Здесь кругом обширные горные плато и цирки. Перепад высот 1000-1100 метров, длина трассы от 3 до 10 километров (да, да – ДЕСЯТИ!). Большие перепады высот в России только на Кавказе, но длина байкальских спусков не сравнима ни с какими! На Даване есть как протяженные, относительно пологие спуски для фрирайдеров-новичков, так и крутые кулуары для монстров фрирайда.
Словом, каждый экстремал, какого бы он ни был уровня, сможет подобрать себе трассу по уровню катания. Причем, «свою» снежную дорогу можно легко узнать заранее. Интернет в Иркутске развивается активно, и любую информацию можно найти на сайтах. В этом году, байкальские ребята запустили новаторский проект - mnogosnega.ru. Фрирайд на Байкале с подъемом на комфортабельном ратраке! Там же, на сайте, можно найти подробное описание трасс, карты местности, панорамки. Для райдеров – «пожирателей целины» – такая информация будет очень даже полезной. Обычно за день можно спуститься 3-6 раз, после чего для восстановления сил все отправляются к открытым термальным источникам. Что, согласитесь, после интенсивной каталки очень даже в тему!
В горах погода переменчива и часто непредсказуема. Бывает так, что в городе небо затянуто тучами, а там жарит солнце. Тогда здесь просто рай для любителей фрирайда. Снег - глубокий пухляк, склоны просторные и широкие, камни и скалы отсутствуют. Еще больше это показалось мне раем, когда сообщили, что с этого сезона в этих самых горах запускают пассажирский ратрак!
Большая мощность ратрака, выносливость, великолепные технические данные в сочетании с многофункциональностью - оптимальный выбор для однодневных или многодневных заездов. Пассажирская кабина позволяет перевозить до 16 человек. Низкий центр тяжести позволяет ему перемещаться под наклоном в 40° без всякого риска.
Мне удалось поговорить с затейшиками развития фрирайда на Байкале. Андрей Шуберт, гид-проводник компании «Байкальские приключения»: «Такая машина в Иркутске - в горах Мамая и Давана - появится в середине декабря. Проект продлится до мая. Мы уже разработали несколько фрирайд-туров с использованием пассажирского ратрака. Эти туры, фактически, представляют собой отличную альтернативу дорогому хели-ски. В принципе, подъем в гору на ратраке даже очень похож на полет на вертолете, только помедленнее, зато дешевле и чувствуешь себя более свободно. Не приходится, например, перекрикивать шум мотора, разговаривая с соседом. Получается, что это что-то вроде приятной автомобильной прогулки по великолепным горам, которая, в отличие от вертолета, не обязывает никого к головокружительным экстремальным подвигам. С появлением ратрака экзотики в нашем фрирайде не станет меньше. Катание по целине просто станет комфортней, приятней, ну и количество спусков за день значительно увеличится в сравнении с пешими подъемами».
Любовь Осипенко, трёхкратная чемпионка России и “Лучшая горнолыжница России – 2008”, прокомментировала новаторский байкальский проект: «Горнолыжникам и сноубордистам моего родного региона действительно повезло. Возможность с комфортными условиями кататься в серьезных горах – редкая привилегия. Более того, вообще появление такой техники в горах Восточной Сибири – это значимый шаг в развитии байкальского горнолыжного спорта».
Ну что, вы уже посмотрели в угол своей комнаты, где стоит ваш снаряд, побывавший, может быть, уже на многих трассах страны или даже мира? А может быть, вы уже даже мысленно сделали шаг в байкальскую целину и полетели? Лично я для себя уже решила, где обязательно побываю в этом сезоне и о чем всё лето потом буду рассказывать своим друзьям.
Текст: Ксения Гайндбихнер
Зайди на сайты лучших московских бордшопов: Snowboardzone.ru,
Провокатор,
X360 Boardshop,
НеОлимпийские Игры,
Траектория и
B-Shop