В конце ноября компания Santa Cruz при поддержке snowlinks.ru провела конкурс на лучший отчет с прошлого сезона. Первое место, а вместе с ним доску и крепления промодель Юрия Подладтчикова получает Вадим Сокольников из Иркутска!
Сезон 07-08 в Иркутске
Так получилось, что весь прошлый сезон я никуда не выезжал, а провел
его в родном Иркутске, частенько выбираясь в близлежащие окрестности.
Начнем по порядку. Вообще, рядом с Иркутском не так и мало признанных
мест для катания: «Академ», «Ерши» в самом городе, «Олха», «Гора
Соболиная», «Истлэнд», «Сноулэнд», «Ангарская горка» и, разумеется,
Мамай. Вполне достаточно, чтобы разнообразно провести сезон, и это с
учетом того, что я ни разу не был в Сноулэнде и Ангарской горке. Но и
делать там нечего в принципе... Ангарская горка находится под
Ангарском, это 40 км от Иркутска, добираться туда удобно только на
машине. Судя по разговорам, задумывалась она как трасса для подготовки
спортсменов-профессионалов. В итоге получился крутой и короткий склон
с отсутствием снега и огромным количеством камней. Сноулэнд также не
пользуется популярностью, он просто проигрывает в конкуренции
находящемуся в 5км от него Истлэнда.
Сезон был открыт в Ершах в конце ноября. Снег упорно не хотел
выпадать, поэтому все было похоже на разведывательную вылазку. В тот
день повезло, снег был, хоть и в небольшом количестве. Ерши
представляют собой небольшой склон, чем-то напоминающий цифру 8 из-за
двух островков леса, разделяющих трассу. Наверху пологий и очень
широкий участок, его обожают новички, затем в районе верхнего островка
крутая часть горы, и заканчивается все средненьким уклоном от конца
верхнего островка до самого низа трассы. По левой стороне от трассы
работники каждый год строят трамплин: быстрый разгон с малой
возможностью маневрирования, резкий вылет вверх на несколько метров и
приземление на крутой склон, который почему-то постоянно покрыт льдом.
В общем, больше похоже на компанию по отстрелу бордеров и ньюскулеров,
потому как постоянно на этом трамплине кто-нибудь получает серьезную
травму. Но трамплин из года в год вновь возводится. Гораздо интереснее
нижний островок леса, он имеет обрывистые края, можно промчаться мимо
деревьев и спрыгнуть в любом удобном месте, различные варианты можно
перебирать целый день.
Вторая трасса – Академ, это неофициальное название, хотя вряд ли кто
знает, какое действительно название имеет это место. Летом там
катаются на велосипедах, зимой оборудуют беголыжную трассу, которая
проходит поперек склона, странное решение... Академ – это короткий
склон с минимальным уклоном, это наш иркутский лягушатник, поэтому
делать там в принципе нечего. Но наведываться туда все же регулярно
стоит, любители попрыгать регулярно строят там много различных
трамплинов. Но в один прекрасный день кто-то из новичков ломает себе
руку, администрация горки ломает все трамплины во избежание повторов,
но через несколько дней трамплины опять возводятся любителями. И так в
течение всего сезона.
Пару раз удалось выбраться в Истлэнд, горнолыжка в 80 км от Иркутска.
Трасса средняя, ничего особенного, к тому же находится на солнечном
склоне. Находится она на берегу Байкала у истока Ангары, в том месте
выпадает мало снега и постоянно дует ветер, который этот же снег
сдувает. Гору спасают снежные пушки, но видимо что-то не так с
технологией – на склоне образуются огромные пятна льда, и их не
заметить, пока не наскочишь. Но главные достоинства – это великолепный
вид на Байкал и кресельный подъемник. Если с первым может
конкурировать Гора Соболиная, то второго в Иркутской области нет
больше нигде.
Олха. Наверное, самая популярная трасса у иркутян. Полчаса на
электричке, и ты на горе. Одна из самых высоких и протяженных в
районе, хороший уклон, приветливый персонал. Можно даже не покупать
скипасс, а принести бутылку недорогого коньяка дядечке, сидящему в
будке на подъемнике, и потом кататься целый день. А один раз мы
прикинулись новичками и попросили показать, как подниматься на бугеле.
После небольшого брифинга были допущены к «тренировке» подъема на
целый день. Единственный недостаток трассы – снег на ней.
Искусственного оснежения нет, выпадает не так и много, а с крутых
участков снег довольно быстро соскабливается. В общем, гора любима
многими, очищается место под вторую трассу, да и для катания можно
найти кучу дополнительных мест: что-то вроде проселочных дорог с
отворотами прямо с трассы (причем по незнанию можно выехать в
километрах трех от горнолыжки, а потом возвращаться пешком), можно
просто заехать в лес и спуститься между деревьев, а можно вообще уйти
на другую сторону горы и устроить мини-фрирайд.
Байкальск. Маленький городок на берегу Байкала в 150 км от Иркутска.
Сейчас из новостей слышал о нем почти каждый, но это другая тема.
Город реально нищий, но зимой он просто оживает. Все из-за
горнолыжного центра – Гора Соболиная. Сезон катания с начала ноября по
конец апреля, полное отсутствие свободных мест в гостиницах. Что на
руку местным, на каждом углу можно снять квартиру на любой срок за
300-500 рублей в сутки с человека, большая компания за эти деньги
может снять коттедж под горой. За 50-70 рублей можно уехать до горы,
обратно тоже не проблема. Видно, как все поставлено на поток местными
жителями, причем организовано очень хорошо. Горнолыжников и
сноубордистов там любят, ведь это очень хорошая прибавка к нищенской
зарплате на БЦБК. На горе множество трасс, 4 подъемника, причем утром
все это будет обязательно отратрачено. Трассы действительно на любой
вкус, море снега, свое место найдет каждый. Место под парк есть, но из
парка два трамплина и несколько ржавых железяк, тут большой минус.
Кстати, нормального парка нет нигде по всей Иркутской области. А в
остальном все супер: выбирай расслабленное катание или скоростной
спуск по идеальному склону, прыгай с трамплина или попробуй свои силы
на могуле и слаломе. Или вперед на поиск скрытых трасс, существует
множество едва заметных съездов в лес, а там все что угодно: от
крутой, узкой и разбитой тропы до полутораметрового пухляка. Снега
хватит на всех, так, открывая сезон в этом году 14 ноября, попали
просто в невероятный снегопад, к запуску подъемников в 10 утра на горе
было около полуметра пухляка (причем это дело высыпало всего за 4
часа!), снег продолжал валить с небольшими перерывами целый день.
Зажгли все, кто только хотел! К обеду немного прикатали, но по краям
трасс осталось куча нетронутой целины по пояс. Эффектный заезд в
пухляк с поднятием снежной пыли, прыжки с неимоверными приземлениями,
даже самая жесткая уборка ощущалась как маленькое падение. Так что это
наверное лучшее открытие сезона в моей жизни. Байкальск был и остается
моим любимым местом.
И на последок, самое сладкое. А именно Мамай. Что это, горнолыжный
центр? И да, и нет. Там нет подъемников, там не стоит под горой
ратрак, там нет кафешки. Да, там нет трасс, туда даже нет дороги... Но
обо всем по порядку. Географическое название – ущелье реки Мамай,
находится несколько дальше Байкальска. Первый снег выпадает в
сентябре, последний сходит в конце мая. Добираться очень просто,
несколько вариантов.
1. Вечером на последней электричке до Слюдянки (80 км от Иркутска,
электричка приходит часов в 12 ночи), ночевка на вокзале или на базе
спасателей, в 6 утра на электричке до деревни Выдрино (минут 40
ехать), потом пешком – километров 5 по трассе, 2 км до начала подъема,
и 10 км в гору. Если повезет, то в 12 часов ты уже на месте. Это самый
удобный способ добраться.
2. Утром из Иркутска до Слюдянки, в 6 вечера из Слюдянки до Выдрино,
часа в 3 ночи на месте.
3. На машине. Около 4 часов езды от Иркутска, любое удобное время
выезда, но доберешься до места все равно как получится. Но машину
оставить негде, бросать на трассе не гуд.
Конечно, если джип, то можно доехать до начала подъема, но не дальше.
Оставшиеся 10 километров идти пешком, какой бы крутой джип у тебя не
был. Идти в гору, по лесу, и если повезет, то часа через 3 будешь на
месте. «Повезет» - это если прошлые два дня не было снега, и если
кто-то заходил перед тобой. Если прошел снег и ты первый, то тебе
тропить, и очень хорошо, если снега будет по пояс, может быть и по
шею. Опытные часов за 5-6 справляются, про неопытных промолчим.
Недалеко от начала подъема можно встретить трактор. В свое время
неизвестные люди из Москвы хотели построить там горнолыжку, загнали
трактор для начала обустройства, но тот утонул в болоте в первый же
день. Так с постройкой горнолыжного центра было завязано.
Понять, что ты пришел, очень просто. Если увидел кунг от советского
грузовика – значит на месте. Кунг был затащен первооткрывателями
здешних мест, «мазафаками». Веселые ребята, а сейчас уже серьезные
дядечки, но в которых все еще живет дух фрирайда. Когда пришел до
места, бери лопату или доску и начинай копать. Сначала место под
палатку, потом место под костер. Копать много и долго. На кунг не
надейся, там уже все места заняты, жить придется в палатке. Если очень
хорошо надышать, то в палатке будет на 10 градусов теплее, чем на
улице. На улице же где-то -20... Но проживание, питание и прочее в
сторону, это лишнее. Главное – катание.
Итак, проснулся, откопал выход
из палатки, на горелке приготовил поесть, и, пригреваясь утренним
солнцем, смотришь на горы. Катайся хоть где, снега везде больше чем
надо, лавины только весной ожидаются, медведь вроде не бродит. Но
идешь воооон на ту гору, потому что заметил там 2-3 бордеров, которые
проснулись раньше тебя и уже протропили половину подъема. Это хорошо,
значит через 2 часа ты будешь уже на вершине горы. Напяливаешь мокрые
ботинки, мокрую куртку, потому что ничего не высохло со вчерашнего
катания, и бегом в гору. И так до вечера, пока солнце не скроется за
горой, станет очень холодно, ты сядешь у костра, поешь и разольешь
водки. Разогретый пойдешь в палатку, найдешь сухую одежду, залезешь в
спальник, пожелаешь всем не замерзнуть, и до следующего дня. Но это
того стоит, потому как завтра будет новое покорение вершины,
умопомрачительные прыжки на построенных трамплинах, неимоверные
скорости, красивейшие дуги на нетронутом снегу... Да, еще завтра заеду
в тот лесок, классно между елками оторвусь. И вообще, завтра надо
будет выдвигать чуть дальше или на соседний склон, а то сегодня все
близлежащее уже искатали... Надеюсь, кто-нибудь встанет раньше меня и
протропит подъем;)
Текст: Вадим Сокольников
Зайди на сайты лучших московских бордшопов: Snowboardzone.ru,
Провокатор,
X360 Boardshop,
НеОлимпийские Игры,
Траектория и
B-Shop