Женский взгляд на фрирайд: не бойтесь дропать и делать трюки!
|
07.03.2014 |
Всем привет! Меня зовут Надя Круглова, и я пишу эту статью для любителей фрирайда, которые уже хотят научиться прыгать с заснеженных камней, скал и надувов, делать трюки, но боятся начать это делать.
Сразу скажу, я не инструктор и не прорайдер. Я просто катаюсь на сноуборде, с переменным успехом участвую в соревнованиях Freeride World Qualifier (самое большое достижение – третье место во французских соревнованиях Temmos Freeride Chamonix Qualifier ** 2014), прыгаю сальто, но пока еще не всегда приземляю. Фрирайдить начала шесть лет назад, а вообще катаюсь уже десятый сезон.
Зачастую, мы боимся начать делать что-то новое из-за возможности получить травму. За все время катания на сноуборде самой тяжелой моей травмой был вывих локтевого сустава. Я катаюсь очень аккуратно, потому что люблю эту прекрасную активную веселую счастливую жизнь, и не хочу все это потерять по глупости. Поэтому я просто хочу поделиться своими знаниями и своим небольшим опытом. Надеюсь, это поможет кому-нибудь преодолеть свои страхи и понять, что на самом деле все проще, чем кажется.
Итак, от чего лично у меня возникает страх:
1. Я боюсь не приземлить свой прыжок и получить травму.
2. Из-за большой скорости я боюсь потерять контроль над доской, что возвращает меня к первому пункту.
3. Подъезжая к дропу, я не вижу, что под ним, вдруг там плохое приземление, и это возвращает меня к первому пункту.
Разберемся с первым пунктом. Сначала, конечно же, нам нужно научиться прыгать и приземляться с обычных трамплинов. Во время полета наше тело не должно заваливаться ни в какую сторону: ни вперед, ни назад, ни вправо, ни влево. Вот как делаю я. Подъезжая к любому трамплину, я приседаю пониже. На самом краю я отталкиваюсь со всей силы вверх. Я отталкиваюсь двумя ногами сразу, и поэтому мое тело четко летит вверх (ну и вперед, конечно). Как только мои ноги оттолкнулись, они подтягиваются к телу, чтобы я смогла взять греб. Для чего мне нужен греб? Это не только стремление выполнить красивый прыжок. Благодаря гребу мое тело принимает подобие группировки, и группировка держит тело в стабильном состоянии. Можно прыгать и без греба, главное – четко выпрыгнуть и стабильно лететь. Именно для четкости прыжка я и отталкиваюсь. Я сама делаю свой полет, а не трамплин делает его за меня.
Я не улетаю по инерции просто вперед и вниз (иногда, конечно, улетаю). Главная моя задача – лететь вверх. Научиться отталкиваться от трамплина необходимо, если вы хотите делать трюки. Без отталкивания это сделать гораздо сложнее. Ближе к приземлению я выравниваю доску параллельно склону. Нужно находиться ровно посередине доски, чтобы не завалиться в сторону. Ноги, готовые к приземлению, при соприкосновении со склоном сгибаются в коленях как пружины, амортизируя приземление. Очень важный момент – не отклячивать свое заднее место, потому что из-за этого вы можете завалиться назад.
Дмитрий Евдокименко
Теперь разберемся со вторым пунктом: скоростью. Это настолько важный пункт, насколько просто и однозначно его описание. Это как вождение автомобиля без знаков, ограничивающих скорость на дороге. Вы можете разгоняться, пока чувствуете, что контролируете ситуацию на сто процентов. Если чувствуете, что что-то может выйти из-под контроля, сбавляйте скорость до тех пор, пока опять не почувствуете стопроцентную уверенность. Если вы плохо прыгнете на маленькой скорости с маленького трамплина в пухляк, поверьте, ничего с вами не случится. Начинайте с прыжков на флете, затем переходите на трамплины и другие дропы, постепенно увеличивая их размер и скорость, всегда держа все под контролем.
Третий пункт: отсутствие знания о том, что под дропом. В идеале, конечно, вы должны заранее просмотреть склон, когда поднимаетесь к точке старта или во время предыдущего спуска рядом с этим местом.
Но есть один момент, который может вам помочь прыгать без предварительного просмотра. Вы едете с нормальной скоростью к дропу, и постепенно вам становится виден склон за ним. Чем ближе вы к нему, тем больше вам видно то место, куда вы приземлитесь, если не сбавите скорость. То есть вам не важно, что находится сразу под дропом, вы это все равно перелетите (это как стол под трамплином в парке). Но вы должны четко видеть ваше приземление, осознавать расстояние до него.
И самое главное! Вы должны быть уверены, что вам хватит скорости долететь до этого места, и снег на приземлении пухлый. Если вы не успеваете оценить все эти моменты, или у вас появились сомнения, однозначно объезжайте этот дроп, подъезжайте к тому месту, куда вы должны были бы приземлиться, и тут уже вы все безопасно оцените. Если место приземления будет оценено как мягкое и безопасное, тогда будет круто, если после этого спуска вы снова поедете по похожему маршруту и все-таки прыгните (если не перепутаете что-нибудь и не потеряете его из виду).
Вы спросите: а что, если приземление издалека выглядит мягким, а на деле оказывается коркой льда, или там под снегом вообще спрятан острый камень. У меня ответ такой: если вы умеете стабильно выпрыгивать, лететь и четко приземлять на доску, скользяк примет удар на себя, он может поцарапаться, но он вас спасет.
Конечно, бывает всякое. Если вы не рассчитали высоту, главное – не начинать уже во время полета паниковать (уже поздно), нужно лететь и приземлять! Падать, кстати, тоже надо уметь. И это тоже надо натренировать (особенно не подставлять под удар руки и голову).
Елена Маринина
Да, условия всегда разные, бывает, доска просто выскальзывает из-под тебя, и ты падаешь на спину. А бывает, что нырнешь носом доски под снег и пойдешь кувыркаться. Чтобы меньше переживать, нужно кататься в защите. Я вот очень долго каталась с рюкзаком и шлемом. Это была вся моя защита, и этого мне хватало, потому что я аккуратно катаю (редакция snowlinks.ru не поддерживает эту позицию, но поддерживают то, что написано дальше – прим. ред.). Но когда я купила шорты и верхнюю защиту (четыре в одном: грудь, спина, плечи, локти), очень скоро я поняла, что без нее я больше катать не буду. Уверенность чувствуешь, как минимум, в два раза больше, и, соответственно, пробуешь делать что-то новое в два раза больше, и если падаешь, то боли не чувствуешь вообще. Я стала чувствовать себя железным человеком (осталось еще наколенники прикупить, а может еще защиту на запястья и кисти).
Еще момент, если вы после падения кувыркаетесь. Некоторые боятся, что во время кувыркания можно неконтролируемо влететь в скалу или просто поубиваться о склон. И на этот вопрос есть ответ. Опять же, как во фрирайде в целом, вы должны просчитывать все на несколько шагов вперед. По правилам внетрассового катания вы перед стартом продумываете, куда вы будете быстро уезжать и за какими скалами прятаться. Точно так же вы должны видеть, куда вы пойдете кувыркаться, если вдруг приземлитесь не так, как надо. То есть, вы должны оценить не только место приземления, но и то, что находится еще ниже. Для начала это должно быть поле пухлого снега.
Теперь про сам кувырок. Для меня в идеале перекувырнуться максимум пару раз, и на втором кувырке, когда доска касается склона, встать на нее и поехать дальше. Натренировать этот инстинкт очень просто. Возьмите простой безопасный мягкий склон. Без доски начните кувыркаться, а потом с кувырка сразу встаньте на ноги. Если скучно, попробуйте сразу с доской. Попробуйте кувырки как вперед (можно прямо с разгона в пухлячок нырнуть), так и назад, и наискосок, чтобы создать условия бесконтрольного начала вращения, чтобы ваше тело прочувствовало и поняло, что и когда оно должно делать. В пухляке таким способом удобно выходить из затруднительных ситуаций. Вот, например, едете вы по этой мягкой субстанции и понимаете, что доска у вас зарылась по колено. У меня было такое, что не успеваешь перенести вес назад, доска зарывается, и ты застреваешь так, что не можешь сдвинуться с места. Но в таком случае на помощь приходит «Мистер Кувырок». Когда понимаешь, что сейчас застрянешь, просто делаешь кувырок вперед, и снова встаешь, как ни в чем не бывало, на доску и катишь себе дальше. Никаких проблем!
Теперь поговорим о трюках. Опять же тренируемся в «домашних» условиях. Есть трюки, которые даже на проверенном трамплине с приземлением в пухляк трудно начать делать. Этот очень естественный и полезный страх появляется от того, что ваше тело не понимает, как ему перейти во вращение в другой плоскости. Для того, чтобы научиться всему необходимому, пригодятся тренировки на батуте и прыжки с трамплина в подушку. Скажу честно, я стала мечтать о сальто в третий сезон своего катания. Но тогда еще я не умела отталкиваться от трамплина, не умела делать сальто в воздухе. Поэтому мы пошли тренироваться в акробатический зал. Научились прыгать сальто на батуте. Это не сложно. Вы просто отталкиваетесь ногами, а потом кувыркаетесь, но в воздухе. Действительно, легко. Нужно добиться того, чтобы ваше тело поверило, что чем сильнее вы оттолкнетесь, тем больше у вас появится времени на вращение. Постепенно вы заметите, что времени в воздухе становится больше. Оно, словно замедляется, вы успеваете сделать все больше и больше.
Теперь ваше тело теперь понимает, что вы от него хотите. Можно идти прыгать с трамплина на подушку. Можно и без батута сразу на подушку, просто у нас не было ее поблизости, когда мы начинали учиться летать. Мы начинали учиться в пухляк. Так и сейчас часто делаем. Но скажу одно, лично у меня получилось четко и красиво приземлить бэкфлип на склон после двух месяцев тренировок на подушке (я тренировалась как минимум два-три раза в неделю по несколько часов). Подушка экономит время и нервы: не надо постоянно подкидывать снег на призему, ты всегда знаешь, что тебя ждет мягкое приземление после любой ошибки (но я защиту все равно надеваю). Когда натренируешь уверенное приземление трюка на подушку, появляется уверенность в том, что ты знаешь, как делать трюк, и сможешь повторить это в других условиях.
Дмитрий Паршин
Очень важно, и у меня это пока очень часто не получается – успеть увидеть приземление во время выполнения трюка. Я пока часто просто интуитивно чувствую тот момент, когда нужно раскрываться для приземления. То есть это не стопроцентный контроль. Над этим и работаю.
Я делаю только то, в чем уверена. Если появляется хоть какое-то сомнение появляется, надо с ним разобраться. Свой вывих, я, кстати, получила именно из-за того, что ехала на разгоне с мыслью о фронтсайде, а в последний момент вдруг решила закрутить бэксайд, а тело-то уже настроилось на первый вариант, в результате неконтролируемое падение (на плоскач). У нас после этого даже поговорка появилась: «Сначала точно реши, что будешь прыгать, а потом только стартуй!» А по поводу сальто вот какая поговорка: «Сначала оттолкнись, а потом крути». Это чтобы прыжок красивый и амплитудный получился, чтобы канта не схватить, ну и головой о трамплин не удариться (я пока ни разу не ударялась, потому что поговорку помню).
Очень важны всякие нюансы. Если что-то не получается, ты скорее всего упускаешь какую-то деталь, может даже мелкую. Например, нужно подольше в группировке подержаться, или голову, а за ней и плечи вниз посильнее наклонить. Для этого нужны друзья! Друзья, на самом деле, нужны всегда и везде. С ними и весело, и не страшно, и прогресс у всех идет быстрее! Потому что все друг другу советуют, помогают, страхуют, ржут, когда ты смешно падаешь, и на камеру тебя со стороны могут снять… Короче, нельзя без друзей! Только думайте все-таки всегда своей головой.
Еще момент, совсем банальный – разминка! Если вы вдруг не знаете или не верите, что она нужна, я поднимаю все руки и ноги за то, что разминка просто необходима! То, от чего «холодная» мышца получит растяжение, разогретая мышца даже не почувствует! И еще разминка увеличивает время вашего катания до момента наступления усталости. Это факт! После разминки движения перестают быть скованными, все получается гораздо легче.
И еще один момент. Иногда нас сковывает беспричинный страх. Все вроде бы хорошо. Приземление мягкое, знаешь, что делать, но почему-то ты замер как истукан и не можешь стартануть. Чтобы такого не было, я всегда прыгаю что-то для меня сложное только в пухляк, зная, что он простит все мои ошибки. Чтобы развеять страх, прыгните просто прямой прыжок. Если вы только начинаете прыгать, и вообще не представляете, что вас ждет, прыгните просто без доски в пухлячок, чтобы ощутить мягкое приземление. Тогда ваше тело расслабится, понимая, что ему, в случае неудачного прыжка, ничего не грозит. А на расслабончике все гораздо лучше получается. Но, не буду спорить, бывает такое настроение, когда бессознательное беспокойство или усталость не дает делать то, что хочешь. Тогда надо просто расслабиться и покататься в свое удовольствие, или пойти чайку попить с баранками. Это чувство скоро пройдет, если вы действительно морально и физически хотите и готовы прыгать.
Кстати, про усталость. Если у вас нет сил, лучше не пробуйте новый трюк в неизвестное приземление. Потому что, ударившись, можно потом надолго расхотеть прыгать. Ваш заботливый мозг будет долго не давать вам снова начать летать и делать даже то, что вы хорошо умеете. Короче, через силу лучше не кататься. Лучше просто отдохнуть.
Сергей Мечинский
Итак, подытожим все вышесказанное. Главное не спешить. Думать, а потом уже делать (и делать это на пухляке, а не на жестком склоне). Когда ваше тело понимает и умеет выполнять то, что вы хотите, все становится просто. Страх пропадает тогда, когда вы уверены в безопасности своих действий. Вы же не боитесь оттолкнуться от пола и в прыжке повернуться спиной вперед и приземлиться на ноги после этого. Не страшно, потому что понятно, и ничего сложного. И на велике вы не боитесь ездить, и плавать тоже легко, если научились. А вспомните, как проходило обучение. Ведь получилось-то не сразу. На велике кататься начинали с ровной широкой дорожки, а плавать с мелкого места.
Наслаждайтесь незабываемыми моментами, адреналином, одобрениями, а иногда и хохотом друзей! Оно того стоит!
На этой дружеской ноте хочу закончить свой рассказ. Надеюсь, что он кому-нибудь пригодится.
Текст: Надя Круглова для snowlinks.ru
|
|
|